지나이다 기피우스 초기 단편소설(1893-1904) 속 '영원한 여성성' : «Вечная женственность» в ранних рассказах З. Гиппиус

Abstract

본 논문에서는 기피우스 초기 단편소설 속 영원한 여성성 형상의 발전 과정을 살피고, 은세기 러시아의 영원한 여성성 담론에서 그 형상이 가진 젠더적 의미에 대해 고찰한다.

은세기 러시아의 영원한 여성성 담론의 중심에는 솔로비요프의 소피아론이 있었다. 솔로비요프의 소피아는 신적 원리인 동시에 그것의 지상적 현실태이다. 솔로비요프의 소피아론으로부터 본격적으로 발전하는 러시아 상징주의의 영원한 여성성 전통은 지상의 상대 안에서 영원한 여성성을 발견하고 실현시키는 것을 중요하게 여긴다는 특징을 가진다. 그러나 은세기 영원한 여성성의 발전 과정에서 여성의 성은 점점 더 신비주의적이고 신격화되는 반면 여성의 육체는 부정되는 현상이 발생했다.

기피우스는 창작 초기부터 솔로비요프의 소피아론과 매우 유사한 영원한 여성성 개념을 발전시킨다. 그러나 그녀는 남성 주체와 신적 원리를 연결시키는 영원한 여성성의 지상적 구현에 대해서 비관적인 전망을 보인다는 점에서 솔로비요프와 결정적으로 차이가 있다. 기피우스는 남성 작가들이 구현한 영원한 여성성의 지상적 형상들에 반기를 든다. 여타 상징주의자들과 달리 기피우스에게 여성의 성은 육체와 분리될 수도 없는 것이었고, 포용적이고 온순한 성질들로만 이루어진 것이 아니라 무수히 많은 성질들이 서로 충돌하고 있는 자리잡지 못한 장소였다.

기피우스는 자신의 첫번째 소설집 『새로운 인간들』에서부터 영원한 여성성 형상을 등장시킨다. 그러나 1890년대 발표된 『새로운 인간들』과 『거울들』에서 영원한 여성성으로 등장하는 여성 인물들은 남성 주인공과의 결합에 실패하며, 현실태로서의 육체성을 부여받지 못한다. 이 시기 기피우스의 영원한 여성성 형상들은 여타 상징주의자들에게서 전통적으로 반복되던 성화된 형상과 유사하다. 이 형상들은 남성 주체에 의해 발견되며 이원대립적인 세계관 위에서 여성의 육체와 완전히 유리된 존재로서 등장한다는 특징을 보인다.

두 번째 소설집 『거울들』에서부터 기피우스는 스스로 영원한 여성성에 합류하고자 하는 여성 주인공들을 본격적으로 등장시킨다. 1901년 발표된 『세 번째 소설집』의 「신성한 육」에 이르러 기피우스는 세라피마라는 인물로써 지상적 위치를 확보받은 영원한 여성성을 구현해낸다. 「신성한 육」은 지상의 여성 세라피마가 신의 사랑을 깨달으며 스스로 영원한 여성성의 현실태가 되는 과정을 그린다. 세라피마가 신적 원리와 만나기까지의 과정은 수많은 욕망과 자기파멸적 고민들, 폭력적 행동에의 충동을 수반하는 것으로 나타난다. 이는 여타 러시아 남성 상징주의자의 영원한 여성성이 여성의 육체와 관련된 부정적 자질들을 배제한 것과 대비되며, 1890년대 기피우스 소설에 나타난 이상적 여인의 형상으로부터도 한층 발전된 것이다. 기피우스는 여성의 육체로부터 출발하여 여성의 육체와 성을 모두 긍정하는 영원한 여성성을 창조해내고자 했다. 이때 기피우스가 그려낸 '여성성'은 타자화된 채 고정된 특질만을 갖는 것이 아니라 끊임없이 우연적으로 형성되는 것이었다. 세라피마의 형상은 『새로운 인간들』에서 남성 주인공의 대상으로만 등장했던 이상적 여인을 그 여인의 시점에서 풀어낸 여성 인물이라는 점에서 영원한 여성성의 주체적인 이야기를 담아내려는 기피우스의 시도이다. 이는 붙박여 있던 은세기 영원한 여성성의 성화된 형상들에 대해 기피우스가 던진 도전을 보여준다.

Данная работа посвящена процессу развития образов «вечной женственности» в ранних рассказах Гиппиус и их гендерному значению в теме «Вечной женственности» Серебряного века.

В центре исследования «Вечной женственности» Серебряного века в России находится Софиология В. Соловьева. Концепт Софии по Соловьеву - божественная сущность, а также ее земное воплощение. В традиции «Вечной женственности» символизма в России реализация «Вечной женственности» в другого человека в земле считается важной. Однако в процессе развития «Вечной женственности», в то время как женский образ обожествляется, происходит отрицание женской плоти и противоречивой природы женственности.

Начиная с раннего творчества, Гиппиус прослеживается концепция «Вечной женственности», которая очень схожа с соловьевской Софиологией. Однако Гиппиус решительно отличается от Соловьева тем, что демонстрирует пессимистический взгляд на реализацию «Вечной женственности». Гиппиус восстает против образов «Вечной женственности», воплощенных писателями-мужчинами. В отличие от других символистов для Гиппиус женский образ является воплощением того, что нельзя отделить от женской плоти. Для Гиппиус женственность является «тревожным местом», в котором сталкиваются бесчисленные и активные качества женственности.

В «Новых людях» и «Зеркалах» Гиппиус, опубликованных в 1890-х годах, женские персонажи, которые олицетворяются с «Вечной женственностью», не могут сосуществовать с главными мужскими героями, и им не дается материальность. В этот период образы «Вечной женственности» Гиппиус представляются как традиционные образы у русских символистов, которые изображены совершенно священным существом и обнаружены мужскими субъектами.

Во втором сборнике рассказов «Зеркала» Гиппиус представляет героиню, которая хочет слиться с «Вечной женственностью». В рассказе «Святая плоть» в «Третьи книге рассказов» Гиппиус представляет Серафиму, которая является воплощением образа «Вечной женственности». В рассказе «Святая плоть» описан процесс, в ходе которого Серафима сама становится воплощением «Вечной женственности». Процесс Серафимы содержит многие саморазрушительные мысли и волю к насильственным действиям. Это противоречит образам «Вечной женственности» других мужчин-символистов, а также самой Гиппиус периода 1890-х годов, которые исключают отрицательные качества женской плоти. Гиппиус хотела создать образ «Вечной женственности», который включает в себя как женскую плоть, так и женский дух. Образ Серафимы — это попытка Гиппиус изобразить собственный образ «Вечной женственности». Это представляет вызов Гиппиус в исследовании священных образов «Вечной женственности» в Серебряном веке.